Системный подход

  Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

          Детский сад № 17 "УЛЫБКА" 

 

 

 

Системный подход

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.

    А теперь мы познакомим Вас, уважаемые родители, с одним из базовых понятий ТРИЗ-технологии – системным подходом в изучении окружающего мира.

      Начнем с определения самого понятия «система». Их  существует большое количество, но мы в своей работе используем следующее:  «Системой называется предмет, объект или процесс, предназначенный для выполнения какого-либо действия».  Любой предмет, живое существо и даже природное или общественное явление – это система, т.е. обязательно состоит из частей, обязательно является частью чего-то и обязательно каким-то образом функционирует. При этом у каждой системы, будь то человек, авторучка, гроза, любовь или революция, существует прошлое (условия возникновения, причины, качества, особенности объекта в процессе первоначального этапа развития)  и будущее (его изменения в строении и функциях в ходе  этого этапа, который будет впоследствии).

   Мы не навязываем детям терминологию, но взрослым, работающим с детьми по данной технологии, знать ее необходимо.

   Итак, понятие «система» дано. А что же такое «подсистема»?

Подсистема – это часть системы или элементы,  составляющие её.

Например, дерево-это система, а её корень, ствол, ветки, листья – это подсистема. Причем, каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может. Например, если засохнет корень, то дерево погибнет; если дерево лишилось всех веток, то цвести и плодоносить оно не сможет и т.д.  Подсистема, в свою очередь, тоже может состоять из листовой пластины, прожилок, черенка и т.п. Это уже будет подподсистема, но в дошкольном возрасте мы на этот уровень не выходим.

    Каждая система является тоже частью  более крупной системы, которая называется надсистемой. При этом надсистема может быть:

  •  родовой (дерево относится к родовой классификации «растительность»);

  • по месту расположения (дерево может быть отнесено к саду, парку, лесу, роще и т.п.).

Что же такое системный подход

и так ли уж он необходим ребенку-дошкольнику?

     Начнем ответ со второй половины вопроса. Наверное, каждый из нас хотел бы, чтобы ребенок проявлял любознательность и устойчивый интерес в изучении природы, техники, предметного мира, искусства и т.д. Но даже если предположить, что мы с вами, уважаемые родители, умеем достаточно полно, разносторонне и доступно рассказать об этом ребенку, то разве не важнее научить его самого поиску и построению системных знаний о любом изучаемом объекте? А наш опыт работы с детьми убеждает - самостоятельному добыванию знаний, установлению взаимосвязей можно научить.

 

Системный подход к окружающему миру – это умение видеть, воспринимать и представлять как единое целое систему со всеми её связями, изменениями в сочетании разных подходов.

В понятие «системный подход» входит четыре взаимодополняющих подхода. Объясним это на  примерах.

1. Компонентный подход  изучает состав системы и частью чего оно является (система-надсистема-подсистема).

Например,

·       Система.

Что это такое?

Микрокалькулятор.

·       Надсистема (родовая)

 К какой классификационной группе он относится?

К вычислительной технике.

Надсистема (по месту расположения)

Где может находиться микрокалькулятор?

В портфеле ученика, на столе бухгалтера, на рынке у кассира.

·       Подсистема.

Какие части есть у микрокалькулятора?

Корпус, батарейка, плато и т.п.

 

2. Структурный подход  изучает взаимное расположение подсистем и связи между ними в пространстве и во времени.

 

ТРАНСПОРТ

 

наземный

воздушный

водный

пассажирский

грузовой

легковой

специальный

пассажирский

грузовой

специальный

пассажирский

грузовой

специальный

автобус

троллейбус

трамвай

электрич.

микроавт.

КАМаз

БЕЛаз

грузовик

легковой автом.

мотоцикл

моттороллер

скорая

полиция

пожарная

миксер

подъем.кр

самолет

вертолет

дирижабль

самолет

вертолет

косм. корабль

планер

возд.шар

воен.самол

лодка

мотор. лодка

теплоход

катер

атомохо

баржа

буксир

ледокол

воен. корабль

подводная

лодка

 

(Как видите, даже в такой усеченной схеме, сколько объектов сразу можно с ребенком 5-6 лет рассмотреть).

Функциональный подход определяет функцию системы в целом, а также её над- и подсистем.   Например:

 

 

объект

функция (что делают?)

 

система

очки

Помогают лучше видеть

подсистема

Футляр для очков

Сохраняют очки от поломок

подсистема

Оправа для очков

Служит каркасом для очков

 

Генетический подход изучает этапы становления, развития, иногда замены одной системы другой.

Например:

  • Яйцо - цыпленок - курица - курятина - жаркое с курятиной; или

  • Гусиное перо - ручка с металлическим пером - авторучка с чернилами - шариковая авторучка - гелевая авторучка; или

  • Веник - пылесос - водный пылесос - паровой пылеочиститель.

Из этих примеров видно, как исторически развивался тот или иной объект на протяжении длительного времени. При этом можно рассмотреть, как менялись подсистемы и надсистемы объектов.

Все эти четыре подхода значительно компактнее выглядят в виде системного оператора или «девятиэкранки», которую мы называем «волшебным телевизором» и по которой мы работаем  с детьми.

 

5

молодой сад из  саженцев

2

сад

8

старый неухоженный сад

4

саженец

 

2

дерево

7

пенёк

3

тоненький ствол,

хрупкие веточки,

слабый корень

 

6

ствол, ветки, корень, листья, плоды

9

трухлявая древесина

 

Для пояснения представляем «расшифровку» «волшебного экрана»

 

 

 

прошлое

настоящее

будущее

надсистема

молодой сад из  саженцев

 

сад

старый неухоженный сад

система

 

саженец

дерево

пенёк

подсистема

 

 

тоненький ствол,

хрупкие веточки,

слабый корень

ствол, ветки, корень, листья, плоды

трухлявая древесина

 

Поочередно открывая с ребенком «экранчики волшебного телевизора» можно изучить историю «жизни» любого объекта, в данном случае – одного дерева. Эту историю можно выстроить в виде небольшого рассказа или сказки.

«Жило-было…(открываем экран №1) дерево. Оно было высоким, зеленым, здоровым, цветущим. Звали это дерево…(придумываем любое название дерева) дуб. Дуб очень гордился собой, потому что знал, что он земле один из самых важных обитателей. (Определяется функция объекта) Ведь дуб своими листьями поглощает вредный углекислый газ, а выделяет кислород и тем самым очищает воздух. А еще из древесины делаю разные нужные вещи. Дерево не любило одиночества и предпочитало жить в саду, где было множество таких же и других деревьев (определяется надсистема по месту расположения, открывается экран №2). Оно очень гордилось своим крепким, толстым стволом, гибкими, длинными ветвями, на которых тихо шелестели зелёные сочные листья; сильными корнями, уме5ющими доставать воду, что называется, из-под земли…(это экран №3 - подсистема). По ночам, когда сад засыпал, дерево в самых интересных снах видело своё детство...Оно тогда было ещё маленькое и звали его саженцем (от слова «сажать» - экран №4 – прошлое системы). Даже не верится, - думалось дереву, - что мой ствол был таким тоненьким, что едва не сломался от сильного ветра, а корень был таким слабеньким, что с трудом выдержал сильные морозы зимой…(экран №6 – прошлого подсистемы). Хорошо, что саженец был не один, их было много, целый сад (экран №5 – прошлое надсистемы)»

Освоение ребёнком системного подхода в дальнейшем будет способствовать развитию широты взглядов, способности к анализу разносторонних явлений, эрудированности в различных областях, т.е. качеств, характеризующих живость ума. 

    Сделаем вывод, опираясь на слова Л.Вовенарга: «Небольшое преимущество – иметь живой ум, если не имеешь верности суждения: совершенство часов не в  их быстром ходе, а в верном ходе».

    Другими словами, - необходимо научить ребенка логически мыслить и правильно сроить суждения. И вопрос здесь не столько в развитии формальной логики построения суждения, сколько  в формировании основ диалектического мышления ребёнка.

    Чтобы продолжить разговор  о формировании этих основ в дошкольном возрасте, обратимся  к основным направлениям в обучении и развитии на основе ТРИЗ-технологии:

 

·        знать законы развития, уметь объяснить всё происходящее с точки зрения  этих законов.

·        учить детей видеть непрерывную динамику мира, т.е. усвоить понятие об изменяемости везде и во всём.

·        учить детей видеть в окружающем мире противоречия во всех явлениях, системах, предметах, и, как результат разрешения этих противоречий – стремиться к выходу на идеальный конечный результат.

·        формировать «тризовское  мышление», суть которого в том, что перечисленные выше направления постепенно переходят на автоматизированный уровень и становятся неотъемлемой частью мышления, проявляются при решении любых задач и проблем спонтанно, без сознательных усилий.

 

Знакомство с законами диалектики в дошкольном возрасте чрезвычайно важно, т.к. их осознание, умение проявлять на практике является основой для понимания связей между объектами, явлениями. Событиями, фактами не только природного, но и общественного характера, с которыми будет   в дальнейшем встречаться ребёнок.

         Осознание того, что в любом факте, предмете, объекте, явлении природы или социальной жизни есть как отрицательные, так и положительные стороны, формирует основы философии ребенка, вселяет уверенность в своих силах, снимает страх перед сложными ситуациями. Даже ребенку 3-4 лет можно объяснить, что любой предмет, объект, явление имеет свои хорошие и плохие стороны.

Для этих целей, уважаемые родители, можно практически ежедневно использовать игры «Хорошо - плохо», «Маятник», «Паучок».

Вот пример игры «Хорошо - плохо» с  ребенком 3-4 лет:

-На улице идет снежок…Снег-это хорошо или плохо?

-Хорошо!

-Почему?

-Потому что можно слепить снежную бабу, покататься на саночках.

-Но если долго лепить из снега, то  руки могут замерзнуть…Это хорошо или плохо?

-Плохо, потому что можно заболеть?

-А это хорошо или плохо?

-Плохо.

-Почему?

-Придется пить горькое лекарство.

(А если будет вариант «хорошо, что заболел», можно найти «плюс» в том, что в следующий раз будет осторожнее играть со снегом). В такую игру можно играть с любым объектом или явлением: конфетой, дождиком, стеклянной вазочкой, случайно выброшенной бумажкой и т.п.

Игра «Паучок» является усложненным вариантом этой игры, т.к. требует построения сразу двух цепочек: от положительного перейти к отрицательному и наоборот – от отрицательного к положительному. Например, казалось бы, такое явление однозначно негативное, как пожар, что можно найти в нем положительное. Однако посмотрим, что покажет «паучок».

 

                                                 ПОЖАР 

 

 

Паучок

 

Плохо

Всё сгорит, не останется  в доме вещей.

 

 

Хорошо

Зато впредь семья и соседи будут внимательнее относиться к правилам пожарной безопасности.

Хорошо

Зато потом обновится мебель и гардероб.                                                                            

Плохо

Все будут очень огорчаться и переживать.

 

Плохо

Сразу много затрат. 

Хорошо

Зато станут дружнее и сплочённее,

помогая погорельцам восстановить

жилище…

Хорошо

Зато научимся жить экономно.

 

 

 

Эту цепочку можно продолжать довольно долго, и на её примере убедиться в то, что стопроцентно негативных событий, явлений, предметов и, тем более, людей никогда не бывает. Так постепенно ребёнок подводится к пониманию «Закона борьбы и единства противоположностей», хотя детям такая формулировка и не даётся.

         Поиск противоположностей должен стать привычным в обсуждении житейских ситуаций, особенно конфликтных, когда каждая из сторон видит только «свою правду».

В «арсенале» ТРИЗ-технологии очень много интересных методов и приемов. Но мы обратимся сейчас к типовым приемам фантазирования, ведь мир дошкольника весь  как бы «соткан» из  огромного количества фантазий, придумок, «воображалок». Их бесконечные «как будто», «а вот если бы» очень хорошо использовать при работе с волшебниками:

  • Волшебник Уменьшения-Увеличения (прием Уменьшения-Увеличения

  •  Волшебник Дроби-Объединяй  (прием деления-объединения

  • Волшебник Оживления-Окаменения (принцип живой - мертвой воды

  • Волшебник Времени (машина времени, зеркало времени

  • Волшебник Универсал-Специал (может выполнять любую функцию либо только одну какую-либо функцию)

  • Волшебник Наоборот (замена какой-либо функции или качества на противоположную)

Как с эти играть? Включите свое воображение. Вариантов великое множество.

-Пришел волшебник Уменьшения-Увеличения  к вам домой…и дотронулся до цветов…Что из этого получилось? Мамины комнатные цветы стали огромные и комната превратилась в джунгли!...Хорошо это или плохо? Хорошо, потому  что цветы украшают не только один угол или окно, но и целую комнату. Но очень плохо то, что теперь надо носить много воды, чтобы полить все цветы. И цветы   выделяют много газа, которые в большом количестве и в замкнутом пространстве не всегда полезны человеку.  Удобно  стало ухаживать за растениями, у которых были крохотные листочки . Но очень неудобно опрыскивать, протирать листья, которые и раньше были крупные, а теперь просто огромные. А волшебник Уменьшения дотронулся до телевизора и что из этого получилось? Пофантазируем! Телевизор стал маленький, его удобно носить по всей квартире, но для просмотра он совершенно не пригоден – экран-то тоже маленький. А если телевизор увеличить? Получится домашний кинотеатр…Хорошо-то как? Но куда тогда поставить остальную мебель и как смотреть на огромный экран? Неудобно.

Давайте пригласим в квартиру волшебника  Оживления…Представьте, что всё, что раньше стояло, начало двигаться. Это же хорошо-тяжелый шкаф сам «переставился», стол ушел к другому окну!  Но это же и плохо? В комнате сразу неудобно, да и опасно ходить, передвигаться: то шкаф в дверях застрял, то через стол перелезать надо и т.п. А если в квартиру пришел волшебник Окаменения?... Кошка превратилась в… статуэтку. Замечательно! Теперь в комнате будет всегда порядок! Но кто тогда тебе песенку промурлычет, потрется об ногу? А если живые комнатные цветы превратились в искусственные? Тоже неплохо – ухаживать за ними не надо: ни поливать, ни рыхлить. Но ведь каменные цветы не порадуют тебя новыми молодыми листочками, яркими цветами и пр.

Таким образом,  разных волшебников можно приглашать в квартиру, на дачу, в детский сад и т.п.  Подобные упражнения можно проводить с любым типовым приемом фантазирования – их название само говорит, какое действие выполняет данный прием. И фантазировать до бесконечности! А потом эти фантазии можно зарисовать, написать текст и «издать» свою книгу про Волшебников.  А еще можно вспомнить в каких сказках  «побывал» какой волшебник? Например, в сказке «Царевна-лягушка» именно волшебник Универсал помог  Василисе Прекрасной и ковер соткать, и пирог испечь, и рубаху сшить. А в сказке Братьев Гримм «Чудесный горшочек» волшебник Специал наградил горшочек способностью варить манную кашу до бесконечности.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».