Синектика

  Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

          Детский сад № 17 "УЛЫБКА" 

 

 

 

Синектика

 

СИНЕКТИКА

 

    Мы с детства слышим: «Все познается в сравнении». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо использование одного из самых действенных методов познания окружающей  действительности из группы методов активизации мышления – синектики.

Синектика, в переводе с греческого, означает «объединение однородных  элементов». Этот термин в работе с детьми мы не используем, заменяя его словами « на что похоже», «что такое же»

Метод синектики построен на поисках аналогов (похожестей), ассоциативных связей. В сущности, если задуматься, то вокруг нас найдется великое множество предметов, созданных человеком по аналогии уже с чем-то имеющимся в природе.

Существует четыре вида аналогий: прямая, фантастическая, личностная (эмпатия), символическая.

 Аналогию можно найти только там, где есть повторяемость свойств объекта, условий, отношений, т.е. там, где есть некая закономерность.

Думается, что чаще всего  вы, родители,  могли бы использовать прямую аналогию, обучая ребенка сравнению предмета (объекта) по цвету, форме, величине, характеру, свойствам, функции, ситуации.

Например: ЯБЛОКО

·        По форме – оно такое же, как мячик, солнышко, круглая лампа фонаря и т.д.

·        По цвету – оно зеленоватое, как листья салата, платье, как обои и т.д.

·        По величине – это яблоко не больше маминого кулака, а вот то, поменьше, похоже на твой кулачок;

·        По свойствам – оно кисло-сладкое, как леденец, как хитрая улыбка (объясните почему?);

·        По характеру – оно полезное, как витаминки.

От возраста к возрасту необходимо расширять круг ассоциаций, которые вы будете стараться вызывать в памяти ребёнка. В старшем возрасте о яблоке можно было бы дополнительно сказать, что оно похоже на домик, в котором живут семена (а, может быть, червячки), на кладовую питательных веществ, на лабораторию по изготовлению натуральных витаминов, на капсулу с яблочным соком внутри и т.д.

Рассматривая с ребёнком (особенно с мальчиком) строение самолёта, предложите ему подумать, на кого из живых существ похож самолёт, зачем человек захотел летать так же, как птица? Что дали людям самолёты? Сравните функцию птицы и самолёта. Какие части тела у птицы и у самолёта выполняют одинаковую функцию?

Таким же образом найдите аналогию в природе таких механизмов как часы, вентилятор, подводная лодка и т.д.

Ребёнок способен воспринимать аналогии с самого раннего детства:

- Посмотри, машина такого же красного цвета, как твоё платье (ведёрко, твои сандалики и т.п.)

- Вот это деревце по высоте почти такое же, как, я, значит, оно ещё совсем молодое и только начало расти. А вон, смотри, какое высокое, выше второго этажа – значит, оно уже взрослое и т.д.

Чем старше ребёнок (5 – 6 лет), тем важнее, чтобы ассоциации находились в совершенно  разных областях – такие упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти, формированию гибкости и образности мышления. Этой цели служит метод символической аналогии, которая и предполагает использование метафор, сравнений, поэтических образов: «Посмотри, на что похоже вон то  облако? Мне кажется, на птицу с розовыми перьями…Или больше на длинные листья? А вон та тучка?...Трава сегодня такая умытая, пушистая, как зелёный ковёр…Кошка пошла в дом важно, как хозяйка…Роза в воде такая красивая, гордая, стройная, как манекенщица…».

Естественно, при этом быстрыми темпами пополняется и активизируется словарный запас ребёнка.

Символическая аналогия, помимо словесной, имеет подвид: графическая аналогия, заменяющая реальный образ некой моделью-символом (вывески на магазинах, аптеках, символически обозначающие их содержимое; дорожные знаки, определяющие поведение на дороге и т.п.), что ведёт к свёртыванию мыслительных действий, а значит, ускоряет процесс мышления. Поэтому любые знаки-символы, которые вам встречаются на пути, в путешествиях, в процессе рассматривания реклам, иллюстраций старайтесь с ребёнком обсудить по содержанию. В дальнейшем этот процесс можно превратить в чудесную игру – придумывание знаков на различные ситуации и правила поведения в лесу, на улице, за столом, в гостях…(В программе такие игры предложены вашему вниманию). Согласитесь, помимо познавательного здесь хорошо просматривается и воспитательный аспект игры.

Одно из важнейших качеств, способствующих интересному общению человека, - чувство юмора. Умение взглянуть по-новому на ситуацию, обозначить её одним – двумя словами с переносным значением – это удаётся не каждому и не всегда. Но это качество тоже развивается с помощью метода символической аналогии, если вы, хотя бы периодически будите упражняться с ребёнком в поиске иносказаний – аналогов:

- холодильник – продуктовый Дед Мороз;

- надеть ласты – нарядиться в плавники;

- телевизор – вор времени;

 Ёжик – игольница на ножках и т.д.

Неиссякаемым кладезем развития чувств юмора, умения найти точный аналог к предлагаемому образу, ситуации, являются пословицы, поговорки, басни, фразеологизмы. Побуждая чувствовать удовольствие от смешного в построении фразы, не забывайте при этом обсудить с ребёнком её содержательную сторону, так сказать – подтекст.

 

Например:

Бодливой корове не дал Бог рога        - о хвастливом или агрессивном человеке, который на самом деле ничего не может, но угрожает или хвастается.

Носить воду в решете – заниматься бесполезной работой или делать что-то не продуманно, очень медленно.

Купить кота в мешке – приобрести что-то неизвестное, или с неизвестно какими качествами.

Чужими руками жар загребать – заставить кого-то сделать самую неприятную работу, а заслуги присвоить себе.

Лезть в бутылку – капризом или вспышкой гнева поставить самого себя в положение, из которого будет так же трудно выйти, как вылезти из бутылки, и т.д.

Такие упражнения помимо расширения понятийного аппарата и словарного запаса, прививают любовь к острому слову, делают связную речь ребёнка яркой, образной, эмоциональной.

 Этот краткий обзор одного из самых действенных методов активизации мышления мы закончим цитатой из книги «Тренировка ума»:

«МОЖНО МНОГОЕ УЗНАТЬ ПРОСТО НАБЛЮДАЯ».

Предлагаем вам пополнить вашу семейную игротеку простыми играми, которые  научат вашего  ребенка воспринимать и находить аналогии.

 

Вот в такие игры можно играть с малышом 3-4 лет:

 

«На что похоже?» (прямая аналогия по цвету, вкусу, форме, размеру). Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

 

«Кто такой же?» (прямая аналогия по свойствам, характеру).

- У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).

- А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).

- Кто ещё кусается как собачка?

- Кто ещё любит молоко как кашка?

- Кто ещё маленький как воробышек?

Как вариант игры - можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие. Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая.

 

«Найди друзей» (прямая аналогия по свойствам, качествам). Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик – колючая ёлка; зелёный листок – зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т.д.

 Колючий – ёжик, ёлка, иголка.

Зелёный – листок, лягушка, кузнечик, огурец.

Круглый – мячик, солнце, яблоко, воздушный шар.

Холодный – снег, лёд, мороженое.

 

«Угадай, кто я?» (имитация движений, жестов, повадок животных объектов в целях подведения к эмпатии (вхождения в образ объекта)).

а) взрослый имитирует движения, жесты, голос различных животных, но только тех, кого ребёнок в состоянии узнать (собака, кошка, волк, лошадь, поросёнок, корова, петух, гусь и др.)

б) на втором этапе необходимо побуждать малыша самого к подобной имитации, а взрослый обязательно поощряет и подыгрывает ему.

 

«Волшебные очки» 1 вариант. Страунинг А.М. - формирует у ребёнка способность различать предметы по форме; - развивает внимание, способность к анализу и синтезу. Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки определённой формы – круглой, квадратной, треугольной. При этом требуется найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

2 вариант.  Железнова С.В. – вырезать из цветного картона красные, зелёные, жёлтые очки; -  упражнять ребёнка в на хождении предметов основных 4-х цветов. Одевая очки разного цвета, нужно вначале вместе с ребёнком, а затем самостоятельно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент одеты очки.

 

«Что такое же?» (- на основании приёма прямой аналогии учить находить предметы, похожие по своим свойствам, качествам; - развивает способность к аналитико-синтетической деятельности; - обогащает словарь прилагательными.) Взрослый берёт любой предмет, определяет одно или несколько свойств предмета (поочерёдно) и вместе с ребёнком сначала находить подобный по заданному свойству объект.

Взрослый: - У меня лимон, он жёлтый. Давай найдём с тобой ещё что-нибудь жёлтое (яблоко, шарик, кубик, платьице у куклы, карандаш).

- А теперь найдём что-нибудь мягкое, такое же на ощупь, как плюшевый мишка…

         Далее ребёнку можно предложить это сделать самостоятельно.

 

В 4-5 лет ребенку будут интересны такие игры, как

 

«Найди похожих - непохожих» (по методу прямой аналогии) – развивает способность к аналитико-синтетической деятельности; - подводит к пониманию обобщающих понятий; - развивает внимание, наблюдательность, зрительную память. В данной игре можно сравнивать как живые природные объекты, так и неживые. Основной принцип на 1 этапе – яркость, доступность для восприятия объекта, обязательна наглядность (картинки, живые объекты, муляжи и т.д.). На 1 этапе также необходимо рассматривать объекты очень похожие друг на друга. Например:

Взрослый: - Давай с тобой внимательно посмотрим на эту собачку и эту кошечку. Чем они похожи друг на друга?

1-    посмотри, собачка небольшого роста, почти как кошка, значит по величине они похожи;

2-    шёрстка у собачки белая по цвету и у кошки белая, хоть и с чёрными пятнами;

3-    у собачки есть голова, туловище, 4 лапы и хвост, и у кошки те же самые части тела;

4-    собачка дом охраняет от воров, а кошка от мышей.

Затем называются отличительные, непохожие свойства.

На 2 этапе берутся резко отличающиеся объекты и находятся отличительные особенности, а затем отыскиваются похожести. Старайтесь соблюдать некий алгоритм вопросов:

·        сравнение строения тела.

·        Сравнение по цвету, особенностям.

·        Сравнение по основной функции.

 

«Кто чем работает?» (по методу ассоциативной аналогии). Учит ребёнка устанавливать связи между человеком определённой профессии и орудиями его труда. Развивает логическое мышление. Обогащает словарный запас ребёнка. Развивает память.

Взрослый: - Давай с тобой вспомним, что нужно для работы разным людям.

·        Врачу – шприц, лекарство, бинт, скальпель…

·        Продавцу – весы, совочек, калькулятор (счётная машинка)…

·        Строителю – лопата, мастерок, бетономешалка…

·        Плотнику – молоток, гвозди, дрель, рубанок…

Взрослый: А теперь поиграем наоборот, я буду называть инструменты, а ты угадай, для человека какой профессии они необходимы?

 

«Кто где работает?» (по функциональному подходу). Учит устанавливать зависимость между профессией и местом работы. Развивает ассоциативное мышление, логику, умение аргументировано объяснять свою точку зрения.

Взрослый: - Продавец.

Ребёнок: - Магазин, рынок, киоск, палатка.

Взрослый: - Плотник.

Ребёнок: - Мебельная фабрика, магазин, детский сад.

Взрослый: - Учитель.

Ребёнок: - Школа, колледж, училище.

Затем игровые функции меняются, ребёнок называет профессию, а взрослый – место его работы. Ребёнок должен объяснить, почему он назвал то или иное место работы.

«Знаток правил» (по методу зрительной символической аналогии). Учит ребёнка зрительными моделями-символами обозначать некое запретное действие. Упражняет ребёнка в нахождении причинно-следственных связей. Развивает воображение, зрительную память, связанную речь. (Можно играть вдвоём с ребёнком и с группой детей). Например: символически изображён в круге человек с коробкой спичек в руках и весь рисунок перечёркнут красными линиями (Запрет – спички не трогать!), в не зажигать костёр, не оставлять включённым телевизор, компьютер, магнитофон, утюг и т.д. Ребёнок сначала объясняет причинно-следственные связи, отражённые в содержании каждого знака. Потом можно раздать каждому по несколько карточек, и кто быстрее и лучше объяснит содержание правил.

 

А для детей 6-7 лет, будущих школьников, есть такой вариант:

 

«Знатоков правил» (по методу зрительной символической аналогии, а также по функциональному подходу; усложнение по отношению к старшей группе). Учит ребёнка зрительными моделями-символами обозначать некое запретительное действие. Упражняет в дифференциации моделей-символов по сферам действия и назначению знака.

Совместно с ребёнком пополнить количество карточек с запретительными и разрешительными знаками, расширяя спектр действий с ними. Ребёнок или дети должны:

1.     объяснить причинно-следственные связи, отражённые в содержании знака.

2.     классифицировать знаки – символы по назначению: запретительные, разрешительные, «правила поведения с животными», в лесу, на пляже, в огороде, в зоопарке, с домашними животными, при грозе и т.д.

Задание для пап. В книгах по занимательной физике для детей найдите описание опытов на определение центра тяжести, противовес и т.д. Все приспособления и подготовительные работы выполняйте вместе с ребёнком, объясняя смысл действий. Самые доступные предложите ребёнку самостоятельно. По окончании опыта, побуждайте ребёнка сделать вывод.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».