Морфологический анализ

  Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

          Детский сад № 17 "УЛЫБКА" 

 

 

 

Морфологический анализ

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ.

     Сразу договоримся, что не будем бояться подобных терминов. Тем более, что все мы  со школьной поры помним  из  предметов «ботаника» и «зоология», что  «морфология – это наука о закономерностях и процессах формообразования организмов и отдельных органов». А  по русскому языку, изучая раздел грамматики, мы изучали формы слов, их состав. Кроме этого, дети-дошкольники очень легко запоминают подобные научные термины, понимают  их суть и довольно легко ими оперируют.

    Этот метод предложил в 40-х годах ХХ века швейцарский астрофизик Фриц Цвики.  Он способствует преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов.

    Морфологических  анализ  заключается в переборе различных вариантов.

    Этот метод помогает решить две большие задачи.

Первая задачаучить детей создавать новые объекты с помощью их объединения или  комбинирования их отдельных признаков.

А какие признаки  имеет объект и как их определить в нашем детском саду знают уже 2-3-хлетние  дети. Это цвет и форма, температура и влажность, рельеф и место  и т.д.

      Если объединить  объекты или их признаки, то получится совершенно новый объект, а от этого соответственно изменится его строение, его функция («главное дело»), его среда обитания. В процессе такой работы главная цель – это развитие воображения и творческих проявлений.

    Как играть  с ребенком  5-6 лет в игры с использованием этого приема?

    Предложите ему 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда»)  и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?... Конечно, это же машина для перевозки молоки, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки.

В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте  форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась  на машине…и т.д.»

    Или, например, соединить заводного мишку («игрушка») и тарелки («посуда»). Что из этого может получиться?  Мишка, бьющий в тарелки! А для чего он нужен будет? Если  раньше он,  как игрушка-забава, просто кружился на месте, то теперь он хлопает в тарелки! Зачем? Например, звон тарелок обозначает сигнал: «Пора за стол! Время обеда пришло». Т.е. объект изменил свою функции, а вслед за этим может поменяться и его место:  раньше стоял в игровом уголке, а теперь в кухне, столовой.

    В такие игры можно играть с оси координат, на которой по вертикали и горизонтали раскладываются картинки, относящиеся (и это обязательное условие!) к двум различным классификационным группам. Тогда играть можно до бесконечности, перебирая варианты, придумывая функции (основное дело), добавляя части, меняя признаки  и т.д.

  

    Таким же образом можно несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить хищников, а по горизонтали – травоядных). При этом необходимо обсудить с ребёнком внешний вид нового (сказочного) животного,  где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как измениться его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.

Этим  же путём можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с  ребёнком на несложный алгоритм вопросов придумать новую сказку:

- Где наш герой будет жить?

- Каким он будет по характеру, внешнему виду, повадкам?

- Кто будут его друзья, а кто враги?

- Что интересного с ним произойдёт?

- Кто из волшебников, и с помощью каких чудесных способов, ему поможет или помешает?

- Чем закончится сказка?

 

С помощью схемы морфанализа можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно! Только обязательно – от простого соединения двух объектов в нечто третье, новое, нужно перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребёнок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса быстро потеряет к нему интерес, т.к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).

     Заканчивая наше знакомство с методом морфологического анализа, как  средства развития творческих процессов, разрешите обратиться к цитатам книги «Тренировка ума. Упражнения для развития повышенного интеллекта» Т.Вуджека:

 

 «Воображение играет важную роль в интеллектуальной жизни большинства людей.

Химики пользуются воображением для того, чтобы представить себе молекулярные

связи. Модельеры мысленно прикидывают, как будет сидеть платье. Бизнесмены

мысленно прикидывают, как изменятся цены на рынке. Гроссмейстеры в уме

разрабатывают стратегию игры».

 

 «Душа никогда не мыслит без представлений».

                                                                         Аристотель, философ

 

«Наши неоплаченные долги игре воображения неисчислимы»

                                                                          Карл Юнг, психолог

 

«Тот, кто обладает воображением, имеет крылья».

                                                                      Ж. Жубер, эссеист

 

     Если мы Вас убедили, уважаемые родители, в важности игр с использованием морфологического анализа, то перейдем ко второй важной задаче, которую можно решить с помощью этого метода, а именно - научить ребенка систематизировать большое количество информации.

    Если ваш ребенок с детства овладеет таким приёмом сильного мышления, это ему значительно облегчит процесс усвоения знаний исторического природоведческого литературного характера в дальнейшем, т.к. позволяет научиться:

·      выделять типичные и отличительные признаки (форму, цвет, размер, характерные свойства);

·       время, место существования, обитания;

·       положительные и отрицательные стороны действия объекта, исторического лица, события;

·       классифицировать по виду, роду, классу живые объекты и неживые.

 

Для ребёнка-дошкольника морфтаблицу можно строить, начиная с 2-3 параметров и доводить до 10-12, в зависимости от возрастных особенностей и уровня интеллектуального развития.

Сначала вместе с ребёнком, а затем самостоятельно, их нужно правильно разложить, всё время, закрепляя – какого цвета, и какой по форме предмет.

Для ребёнка старшего дошкольного возраста можно заложить намного больше параметров, по которым можно классифицировать объекты.

 

- по горизонтали можно заложить классы живых существ;

- по вертикали – их способы питания.

    

    А затем, читая ребёнку рассказы из жизни животных, обсудить, к какому классу их можно было бы отнести, и какой способ питания им присущ. Этой схемой можно пользоваться довольно долго, пока не закончится процесс чтения книги о жизни животных, и пока вы не поймёте, что ребёнок усвоил эти знания и легко сам соотносит животное с соответствующим классом и т.д. Можно загадать ребёнку загадку – описание тех животных, с которыми вы его уже знакомили, а он должен карточку с названием или изображением животного поставить в соответствующую для него клеточку. Таким образом, идёт процесс анализа (т.е. различение особенностей вида) и синтеза (т.е. группирование, объединение объектов в какой-либо класс, вид и т.д.)

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».