Вашему малышу исполнилось 4 года, а значит, появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.
К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.
С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.
В 4 года ребенок должен уметь:
Внимание.
· Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.
· Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. (Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
· Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.
· Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
· Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.
· Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.
· Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.
· Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.
· Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.
Мышление.
· Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
· Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
· Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
· Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
· Находить пару каждому предмету.
· Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
· Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).
· Решать простые логические задачи.
· Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Память.
· Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
· Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.
· Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
· Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
· Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
· Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
· Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
· Пересказывать содержание услышанной сказки.
· Запоминать содержание сюжетного рисунка.
· Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.
Мелкая моторика.
· Запускать мелкие волчки.
· Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
· Кистями рук делать «фонарики».
· Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
· Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
· Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
· Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
· Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
· Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
· Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
· Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.
· Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.
Математика.
· Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
· Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
· Показывать правую и левую руку.
· Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.
· Показывать, что находится вверху и внизу от него.
· Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
· Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
· Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
· Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
· Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
Развитие речи.
· Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
· Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
· После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
· Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
· Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
· Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
· Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
· Употреблять предложения с однородными членами.
· Отвечать на простейшие вопросы.
Окружающий мир.
· Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
· Сказать, сколько ему лет.
· Назвать город, в котором он живет; свой домашний
· Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
· Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
· Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.
· Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.
· Различить и назвать погодные явления.
· Назвать несколько профессий.
· Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.