Играем пальчиками

  Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

          Детский сад № 17 "УЛЫБКА" 

 

 

 

Играем пальчиками

 

                 Пособия своими руками.  

Развитие речи детей с помощью универсального пособия

 «Играем пальчиками -  учимся говорить»

 

   Каждый год воспитатели  детского сада готовят много интересного дидактического материала для  организации образовательного процесса. Чтобы поддержать интерес к деятельности у детей  раннего возраста необходимо иметь достаточно материала  для реализации определенных задач.

 Воспитатели 1-ой младшей группы Л.А.Колушева и Л.Д.Старостина сделали  оригинальное универсальное пособие «Играем пальчиками – учимся говорить».  Его универсальность  состоит в том, что его можно применять в работе с детьми разного возраста, разного уровня развития речи, в зависимости от поставленных задач.

 Детей раннего возраста очень важно научить говорить раньше. Этого можно добиться успешнее,  учитывая их особенность развития речи, а именно, взаимодейстие  всех основных сенсорных системы ребёнка - визуальных, аудиальных и кинестетических.  С этой целью и  создано пособие «Играем пальчиками – учимся говорить».  Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Пособие представляет собой небольшой ящик (примерно 50х50 см), с высотой бортиков  до 5см. На дно ящика наклеены различные материалы: природный материал (камни разного размера, дерево, горох, фасоль, гречневая и рисовая крупа,  береста, ракушки), а также ткань и бумага различной фактуры, тесьма, натуральный мех, самоклеящаяся плёнка и др.  Пособие  выполнено в виде панно на тему «Природа».  Цветовая  гамма выдержана в основных цветах и их оттенках.  К пособию прилагается набор игрового материала: миниатюрные игрушки, изображающие людей разного пола и возраста, различных животных и растения, транспорт и т. д. 

 

                                

 

 

 Игры с этим пособием  помогают в решении следующих задач:

- развитие тактильно - кинестетической чувствительности,  памяти;

- развитие ручной моторики;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие навыков пространственной ориентировки на плоскости;

- развитие фонематического слуха;

- формирование правильного звукопроизношения и лексико-грамматических компонентов речи.

- развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.;

   Главные условия организации  работы с детьми с дидактическим пособием:

·        согласие и желание ребенка,

·        творческий  подход  педагога к проведению занятий,

·        предъявление детям доступных по сложности и объему заданий.

Основные преимущества  игр - занятий с пособием:

u  в игре создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, мануальный интеллект ребёнка;

u  перенос традиционных обучающих и развивающих занятий на панно существенно повышает мотивацию к занятиям;

u  активизация потенциальных творческих способностей  ребёнка.

 

Как  играть с ребенком?

   Ребёнок ощупывает поверхность панно и рассказывает  о том, что при этом чувствует и что слышит. Постепенно дети накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения. Ребёнок ощупывает поверхность  пособия и описывает свои ощущения: «На ощупь твёрдая, по температуре холодная» -  гора. Или: «На ощупь мягкий, по температуре тёплый» -  медведь.  «Одна гора -  гладкая, а  другая  – колючая. Мостик – шершавый, а ствол  у берёзы гладкий». Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние. Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность, одновременно можно проводить работу  над речью ребенка — звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью.

   А ещё можно фантазировать вместе! Закрыв глаза, находить разные предметы, обсуждая,  какие они на ощупь: твердые или мягкие, тёплые или холодные, гладкие или шершавые, чьи они, как и кем использовались. Или, медленно ощупывая руками, поверхность панно, представляя, что мы в горах или лесу, на реке или на поляне. «Пальчиками  по облачку  поводим и узнаем, что оно, мягкое  как пёрышко»

   Привлекая зрительный  анализатор,  просим охарактеризовать предмет по цвету, размеру, температуре, на ощупь. «Солнышко по цвету жёлтое, по размеру не очень большое». 

В подобных играх активизируется словарь прилагательных: гладкий (ровный), скользкий, колючий, волнистый (бугристый), шершавый (шероховатый) и т.д.

   Включая  в работу слуховой анализатор,  одновременно  проводится работа по звукопроизношению  «Проведи пальчиком по ёлочке и скажи, что ты ощущаешь?» (Поверхность шершавая, грубая, по температуре – нехолодная.) А сейчас закрой глаза, ещё раз и  погладь ёлочку и внимательно послушай. Что ты услышал? (Шум, шуршание, шорох.) Какой звук это напоминает? Как бы ты изобразил этот звук голосом? [ш]

  Такая же работа проводится с другими объектами.

  На развитие кинестетической памяти можно предложить ребёнку ощупать какой-либо объект, помочь  описать свои ощущения. Например: «гора по температуре холодная, на ощупь твёрдая, по рельефу не ровная, а выпуклая». Обратить внимание  на звук. «Давай проверим, могут ли твои пальчики запоминать? Сейчас ты с закрытыми глазами найдёшь  горы, а помогут тебе твои пальчики и уши».

  Или такой прием: малыш проводит пальчиками по «берегу» из наклеенных ракушек и рассказывает о том, что чувствует: «Твердая, неровная, по температуре прохладная» Сравнивает с «грядкой» из  гречневой  крупы: «Колючая, неровная, тоже прохладная». А  потом предложить с закрытыми глазами определить, где  пальчики. Ребёнок пальчиками проводит по панно и определяет, что нашли пальчики: «берег из ракушек» или «грядку из гречки»  Предложить провести ещё раз пальчиками по ракушкам и послушать звук, который они издают. «Давай скажем голосом? [т-т-т]. А по «грядочке» -… похоже на звук [с]». Затем можно предложить ребёнку угадать с закрытыми глазами место  звука. Или: «Погладим медвежонка, он мягкий тёплый, шум похож на звук [ш], а если похлопать мишку, мы слышим звук, напоминающий нам [х]». 

  Если постоянно с ребенком проводить подобные упражнения, он  овладеет следующими задачами:

- «Найди такой же» - провести пальчиками по «кроне берёзы» и рассказать о том, что чувствует и слышит. Затем  найти участок на панно, где будут такие же ощущения и звук. ребенок исследует поверхность панно и находит одинаковые  поверхности .

- «Найди похожий» - ребёнок исследует на ощупь различные участки пособия и находит объекты, при исследовани которых возникают похожие ощущения. Одновременно сравнивается и звук, возможно он будет отличаться.

- «Игра наоборот»- просим ребёнка потрогать поверхность и дать характеристику. Затем, найти участок, где ребёнок получает противоположные ощущения. Например: «Крыша у домика гладкая, а трава возле горы колючая. На полянке поверхность ровная,  а на грядке бугристая».

Таким образом, игры с пособием помогают  в работе по формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики пальцев рук ребёнка.

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».