Для 5-6ти летних детей представляют интерес следующие игры:
«Что умеем делать?».
Взрослый: Давай сядем с тобой друг напротив друга и будем как будто передавать слова друг другу - ты называй что-нибудь из природного мира, а я буду говорить, что он делает, а потом попробуем наоборот.
- Мышка -
- Роет норку, любит есть крупу, пищит…
- Кошка –
- Ловит мышку, царапает стену, лазит по деревьям…
- Собака –
- Лает, дом сторожит, охотится, гоняется за кошкой…
- Волк –
- Убивает зайцев, косуль, воет, рычит…
Затем взрослый называет объект, а ребёнок его действие. В дальнейшем из этого можно сделать загадку по принципу «Угадай, кто это?» - перечислить характерные повадки, функции животных или растения, которые детям уже известны, и по функции угадать, кто или что это.
«Кто, как защищается?»
Взрослый, расчертив морфтаблицу, в которой по горизонтали идут способы от холода или жары, а по вертикали – разновидности животных. Предложить ребёнку выделить крестиком выделить того животного, которого он узнал. Список объектов не менее 10-12.
Свойства
Животные |
Толстый мех |
Толстый слой жира |
Зимняя спячка |
Дупло, нора |
Лиса |
+ |
|
|
+ |
Волк |
+ |
|
|
+ |
Медведь |
+ |
+ |
+ |
|
Белка |
+ |
|
|
+ |
Задание для пап.
Ваш рейтинг у ребёнка станет гораздо выше, если вы, хотя бы изредка, будете с ним мастерить игрушки с использованием магнитов, электроцепи, лампочек и т.д. Не забудьте при этом ребёнку в доступной форме объяснить процессы проявления электричества, магнитного поля, напоминая при этом о правилах безопасности.
Эксперимент с водой.
Налейте в прозрачную ёмкость воду, подкрашенную цветной гуашью и вместе с ребёнком поставьте её в морозильную камеру.
· Через 15-20 минут убедитесь, что вода покрылась тонкой корочкой льда.
· Через 1-2 часа, убедившись, что вода стала льдом, рассмотрите её внимательно.
· Рассмотрите иней, который образовался на стенках морозильной камеры.
Предложите ребёнку несколько вопросов:
- Откуда в банке с водой появилась корочка льда?
- Почему, когда вода замёрзла, на поверхности оказалось много краски?
- Откуда на стенках морозильной камеры берётся иней?
«Да – Нетка»
Взрослый: Я загадал что-то, а ты попробуй с помощью вопросов угадать, что именно. Я могу отвечать только да или нет.
Ребёнок: Это из животного мира?
Взрослый: Да.
Ребёнок: Это дикое животное?
Взрослый: Нет.
Ребёнок: Значит домашнее? У него есть рога?
Взрослый: Да.
Ребёнок: Оно даёт молоко?
Взрослый: Да.
Ребёнок: Это корова?
Взрослый: Нет.
Ребёнок: Это коза?
Взрослый: Да. Это коза.
«Следопыт»
Взрослый называет следствие, предлагая ребёнку назвать одну из причин.
Взрослый: Завял цветок на окне. Почему, как ты думаешь?
Ребёнок: Он засох, потому что его долго не поливали.
Он завял, потому что его очень сильно и часто поливали, и у него сгнили корни. А без корней все цветы погибают.
Взрослый: Значит, цветок нельзя поливать очень сильно (чрезмерно), и очень слабо (недостаточно).
Ребёнок: Каждому цветку нужно столько влаги, сколько он любит (вывод).
Или другой вариант.
Взрослый: Если зимой птицы сидят высоко на ветках деревьев, значит быть морозу. А почему? Взрослый называет следствие, ребёнок – причину. В дальнейшем можно поменяться ролями.
«У каждого есть…»
Взрослый: Сейчас мы поиграем в игру про части тела человека. У меня есть голова, а на голове …
Ребёнок: Глаза, брови, уши, нос, рот, волосы.
Взрослый: А теперь давай ты расскажи про какую-нибудь часть тела.
Ребёнок: У меня есть руки, а на них … по пять пальцев, по пять ногтей и т.д.
В подготовительной группе игру необходимо расширить за счёт выхода на новый уровень классификации: у меня есть голова, а на голове глаза, глаза прикрыты веками, из них растут ресницы, у глаза есть белок и зрачок…и так по каждому органу чувств и остальным частям тела.
«Кто где работает?»
Взрослый: - Продавец.
Ребёнок: - Магазин, рынок, киоск, палатка.
Взрослый: - Плотник.
Ребёнок: - Мебельная фабрика, магазин, детский сад.
Взрослый: - Учитель.
Ребёнок: - Школа, колледж, училище.
Затем игровые функции меняются, ребёнок называет профессию, а взрослый – место его работы. Ребёнок должен объяснить, почему он назвал то или иное место работы.
«Слово и дело»
Взрослый: Я буду называть части тела, а ты постарайся найти как можно больше слов, которое рассказывают о том, что они умеют делать (глаголов). Руки.
Ребёнок: Лепят, режут, ломают, строят, варят, убирают, копают, стригут, моют, лечат и т.д.
Возможен более юмористический вариант игры функции дразнилок. Рука – это копалка, убиралка, отрывалка, бросалка, поддерживалка, вышивалка, рисовалка, резалка, махалка, и т.д.
«Что чем движет»
Взрослый на первом этапе предлагает ребёнку ряд картинок, иллюстраций с изображением предметов (затем можно играть и без наглядности). Например:
Взрослый: Как ты думаешь, для чего нужны батарейки?
Ребёнок: Для того чтобы заработала вот эта игрушечная машинка.
Взрослый: Верно, а что такого есть в батарейках, что робот сможет с ними работать?
Ребёнок: Там есть электричество.
Взрослый: Ты молодец! А какие ещё предметы на этих картинках нуждаются в электроэнергии?
Ребёнок: Электробритва, все бытовые приборы, плейер, фонарик и т.д.
«Кто чем работает?»
Расширяет круг изучаемых профессий. По предмету нужно угадать, к какой он относится профессии.
Взрослый: Давай с тобой вспомним, что нужно для работы разным людям.
- Врачу – шприц, лекарство, бинт, скальпель…
- Продавцу – весы, совочек, калькулятор (счётная машинка)…
- Строителю – лопата, мастерок, бетономешалка…
- Плотнику – молоток, гвозди, дрель, рубанок…
Взрослый: А теперь поиграем наоборот, я буду называть инструменты, а ты угадай, для человека какой профессии они необходимы?